Конечно, помогу вам! В произведении А. С. Пушкина "Капитанская дочка" можно найти множество примеров согласования, примыкания и управления. Рассмотрим по несколько примеров каждого из этих языковых явлений:
Согласование — это согласование между словами по роду, числу и падежу.
- "Молодой человек" – прилагательное "молодой" согласуется с существительным "человек" по роду, числу и падежу.
- "Старый приятель" – прилагательное "старый" согласуется с существительным "приятель" по роду, числу и падежу.
- "Большая дорога" – прилагательное "большая" согласуется с существительным "дорога" по роду, числу и падежу.
- "Честный человек" – прилагательное "честный" согласуется с существительным "человек" по роду, числу и падежу.
- "Глубокая река" – прилагательное "глубокая" согласуется с существительным "река" по роду, числу и падежу.
Примыкание — это сочетание слов, в котором слово изменяется по падежам в зависимости от другого слова, но без предлога.
- "Ждать ответа" – глагол "ждать" требует у существительного "ответ" винительного падежа.
- "Слушать музыку" – глагол "слушать" требует у существительного "музыка" винительный падеж.
- "Идти дорогой" – глагол "идти" требует у существительного "дорога" творительный падеж.
- "Видеть поле" – глагол "видеть" требует у существительного "поле" винительный падеж.
- "Знать правду" – глагол "знать" требует у существительного "правда" винительный падеж.
Управление — это сочетание слов, в котором одно слово управляет другим через предлог.
- "О жизни" – предлог "о" управляет существительным "жизнь" в предложном падеже.
- "К дому" – предлог "к" управляет существительным "дом" в дательном падеже.
- "В воду" – предлог "в" управляет существительным "вода" в винительном падеже.
- "С другом" – предлог "с" управляет существительным "друг" в творительном падеже.
- "Под мостом" – предлог "под" управляет существительным "мост" в творительном падеже.
Для полного списка вам нужно будет обратиться к тексту и найти оставшиеся примеры, так как здесь приведены только некоторые из них. Это поможет вам лучше понять, как работают эти языковые явления. Удачи в изучении!