Жил-был мальчик по имени Саша. Он был очень смышленым и любознательным, но иногда слишком поспешным в своих словах и поступках. Часто Саша, не подумав, говорил то, что приходило ему в голову, и это приводило к неприятным ситуациям.
Однажды в школе учительница задала детям задание: написать сочинение на тему "Что такое дружба?" Саша, не раздумывая, написал, что дружба — это когда можно делиться всем, даже своими мыслями. Он был уверен, что его работа будет лучшей, и с нетерпением ждал оценки.
Но на следующий день, когда сочинения обсуждали в классе, оказалось, что многие дети написали более глубокие и трогательные истории. Учительница похвалила их за вдумчивость и внимание к деталям. Саша же получил лишь замечание, что его работа поверхностна и не раскрывает сути вопроса.
Расстроенный Саша пошел домой. По дороге он встретил своего друга Петра. Петр заметил, что Саша чем-то огорчен, и спросил, что случилось. Саша, не задумываясь, начал жаловаться на учительницу и на то, что его работу не оценили по достоинству. Петр внимательно выслушал друга и сказал: "Саша, а ты сам читал своё сочинение? Ты ведь написал его в попыхах, не думая о том, что действительно важно в дружбе."
Саша остановился и задумался. Он понял, что Петр прав. Его работа была написана на скорую руку, без должного внимания и размышлений. Вечером дома Саша снова сел за стол и начал писать новое сочинение. Он вспомнил все моменты, когда его друзья помогали ему, поддерживали в трудные минуты. Вспомнил, как они вместе радовались успехам и вместе переживали неудачи.
На следующий день Саша принес новое сочинение учительнице. Она прочитала его и улыбнулась: "Теперь это действительно глубокая и искренняя работа, Саша. Молодец!"
С тех пор Саша понял важность пословицы "Сначала подумай, а потом скажи." Он стал более вдумчивым и внимательным к своим словам и поступкам, и это принесло ему не только успехи в учебе, но и уважение друзей и учителей.